snowflakesnowflakesnowflakesnowflakesnowflakesnowflakesnowflakesnowflakesnowflakesnowflake
Новая версия сайта доступна по адресу http://toipkro.ru
ТОИПКРО
 
 Поиск по сайту
 Новости
 ДОКУМЕНТЫ
 Документы о мерах
 предупреждения
 коррупции в
  ТОИПКРО
 Об институте
 Подразделения
 Образовательные
  услуги по
  образовательным
  программам
 Конкурсы,
 фестивали
 Конференции
 Олимпиады
 В помощь учителю
 Профессиональные стандарты в
сфере образования
 ФЦПРО
 ФГОС
 Региональный компонент учебного плана
 Профильное
  обучение
  и профориентация
  школьников
 Основы религиозных
  культур
  и светской этики
 Взаимодействие с
  муниципальными
  методическими
  службами
 Аттестация
 Ассоциации
  педагогов
 Инновационная
  работа
 ПНП "Образование"
 Газета
  "Вести ТОИПКРО"
 Журнал
  "Путь к успеху"
 Российские ИПКРО
 Издательства
 Каталог школьных     сайтов
 Вакансии



Отчет о деятельности ТОИПКРО 2014год

Учитель, перед именем
твоим...


Центр оценки качества образования

Федеральное агентство по образованию

Департамент общего образования Томской области


expert.tomedu.ru

главная > Новости >

10 декабря 2014г.(Отдел дошкольного образования)

Творчество, мастерство, качество.

В настоящее время педагогика здоровья как самоценная область научных знаний  оказалась особенно актуальной. Общественная потребность найти способы защиты  школьников  от агрессивной для  детского организма сложившейся системы обучения становится все очевиднее. Сохранение здоровья детей в образовательном пространстве можно осуществлять только через педагогические действия и установление психологического контакта с учеником. Помочь ребёнку адаптироваться к режиму школьной жизни и максимально обеспечить условия для самореализации – прямая обязанность учителя.
А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздравсоцразвития РФ каждый пятый школьник имеет хронические заболевания, а  у половины из обучающихся детей  наблюдаются функциональные отклонения. Результаты медицинских показаний говорят о том, что относительно здоровыми можно считать лишь 20 – 25% детей, приходящих в первый класс. Как говорит доктор медицинских наук В. Ф. Базарный, в  настоящее время  «дети в школе пребывают в состоянии не осознаваемого до конца хронического переутомления и истощения жизненных сил, отрицательно сказывающемся на физическом и психическом развитии и здоровье учащихся».  Возникает вопрос: что важнее – физическое состояние учащихся или обучение? Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
В условиях современной природной и социальной экономической ситуации проблема сохранения здоровья детей приобретает глобальный характер. Сегодня ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа. В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий.  Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В. Ф. Базарного, в основу которой положена теория телесной  вертикали, сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения. Технологии и технические средства, разработанные В. Ф. Базарным, являются единственными в стране, которые соответствуют требованиям Федерального Закона  «О санитарно – эпидемиологическом  благополучии населения».  Но,  по исследованиям    специалистов, в образовательном пространстве по – прежнему сохраняется стойкая тенденция роста общей заболеваемости среди детского населения.  Это происходит потому, что до сих пор  программа В. Ф. Базарного  не получила широкого применения в педагогической практике, из - за отсутствия научно обоснованной государственной политики в области здорового развития подрастающего поколения.
 
 
Тем не менее, в образовательных учреждениях, где проблема сохранения   здоровья учащихся  понимается педагогами как первоочередная задача, работа в этом направлении ведётся на достаточно серьёзном уровне. Так  8 ноября 2014 г. в рамках Всероссийской конференции «Педагогический поиск: творчество, мастерство, качество» на секции «Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ  в условиях перехода на инклюзивное  образование»  (организаторы Роготнева А. В. и Тарасова Л. Н)  педагогами города и области  было представлено более 60 докладов – презентаций.  Из представленных работ как особо значимый педагогический опыт необходимо отметить выступления педагогов  МАОУ СОШ № 12  (директор Шагаева Т. А.) и МАОУ СОШ № 40  (директор  Грабцевич И. Б.).
МАОУ СОШ № 12 является областной стажировочной площадкой ТОИПКРО, где деятельность педагогов начального звена определена инновационной  проблемой: «Модель здоровьесберегающей среды  в образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС».  Именно по данной тематике и был представлен значимый педагогический опыт:
1.     «Модель здоровьесберегающей среды в условиях введения ФГОС в МАОУ СОШ №12 г. Томска». ( Карташова Г.М., зам. директора по УВР).
2.     «Предметно – методические механизмы, способствующие созданию психологически комфортной атмосферы и формированию универсальных учебных действий у детей с речевой патологией». (Бычкова М. М., учитель – логопед).
3.     «Осуществление принципов системно – деятельностного подхода в процессе реализации УМК «Предшкола нового поколения»». (Шпилёва Е. А., учитель начальных классов).
4.     «Здоровьесберегающие и коррекционно – развивающие функции методов театральной педагогики»  (Токарева Т. Г., учитель начальных классов).
5.     «Создание оптимальной  коррекционно – развивающей среды в работе с детьми ОВЗ».   (Лен  А.С., учитель начальных классов).
6.     «Использование игровых приёмов при обучении английскому языку детей с ОВЗ».  (Николаенко Г.П., учитель английского языка).
7.     «Личностно – ориентированные подходы при обучении детей английскому языку». (Толмачёва М. А., учитель английского языка).
  
В рамках представленного  опыта инновационной деятельности педагоги рассказали и показали  участникам конференции, как можно с максимальной эффективностью использовать пространство класса для активизации функционального состояния организма, снятия мышечного напряжения и  усталости, какие использовать приёмы и методики для создания атмосферы творческого сотрудничества и  раскрепощения интеллекта учащихся. Периодическая смена поз, использование зрительных тренажёров и физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров, яркость и привлекательность дидактического материала, и многое другое позволяет педагогам  обеспечить учащимся  режим сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения.  Педагоги МАОУ СОШ № 12  также продемонстрировали, что    введение в образовательную практику методов театральной педагогики и арттерапии помогает  им гуманизировать взаимоотношения в сфере «ученик – учитель» и обеспечить в процессе урока коммуникацию «ученик – ученик», что способствует не только развитию творческого потенциала и коммуникативных навыков  обучающихся, но и повышению  стрессоустойчивости  детского организма.
Педагоги начального звена МАОУ СОШ № 40  в рамках деятельности сетевой экспериментальной площадки «Проектная деятельность как средство коррекции и развития потенциальных возможностей у детей с проблемами обучения и здоровья в условиях перехода на интегрированное (инклюзивное) образование»представили участникам конференции опыт работы по следующим направлениям:
1.     «Создание образовательной среды, обеспечивающей психологический комфорт и  условия для  творческой деятельности младших школьников в свете требований ФГОС». (Гуренкова Е.А., Учитель информатики и ИКТ).
2.     «Экологическое воспитание младших школьников в процессе проектной деятельности».  (Акимова И.П., учитель начальных классов).
3.     «Развитие дивергентного мышления младших школьников».  (Блинова Л. А., учитель начальных классов).
4.     «Проектная деятельность как средство развития  познавательной активности и повышения стрессоустойчивости младших школьников». (Запольская О.В., учитель начальных классов).
5.     «Внеурочная коррекционно-развивающая деятельность с детьми с ОВЗ». (Линейцева Н. И., учитель начальных классов).
6.     «Развитие творческой активности школьников, как способ предупреждения   психо-эмоционального дискомфорта». (Черепанова О. П., учитель начальных классов).
7.     «Использование творческих заданий при формировании познавательных УУД на уроке математики в начальной школе». (Юдина Т.В., учитель начальных классов).
Педагоги этого образовательного учреждения акцентировали внимание участников конференции на здоровьесберегающих  и развивающих аспектах метода проектного обучения. Этот метод связан с расширением свободного выбора учащимися, сужением рамок строгой регламентации, с опорой на положительные эмоции. Известно, что эмоциональное воздействие  - один из самых сильных и верных путей возбуждения познавательного интереса.  Поэтому всюду, где это возможно, педагоги применяют  ненасильственные методы, учат детей  радостно предвосхищать  результаты своей  деятельности, пробуждают у них вдохновение, желание самостоятельно ставить себе цели, искать средства для их достижения. Педагоги подчёркивают, что в процессе реализации проекта     всегда есть возможность создать ситуацию успеха, как для сильного, так и для слабого ученика.Успех, как известно,  порождает успех  -  так как именно  положительные  эмоции вызывают деятельностное  состояние  коры головного  мозга, тогда как  любое негативное чувство угнетает, затормаживает процессы мыслительной деятельности,   сковывает человека. Методы проектного обучения, безусловно, являются здоровьесберегающими технологиями, так как они  связаны с творческой деятельностью всех участников педагогического процесса, а там, где творчество – там нет места насилию и болезни.
     Хотелось бы особо отметить, что опыт работы по  сбережению здоровья детей в образовательных учреждениях  МАОУ СОШ № 12  и МАОУ  СОШ № 40    был представлен не отдельными педагогами, а целыми коллективами, что говорит о высокой профессиональной компетентности педагогов,  понимании значимости данной проблемы и системном подходе к её  решению.   
                    
Роготнева А.В., ст. научный сотрудник ТОИПКРО

Тарасова Л.Н., ст. преподаватель ТОИПКРО

   

актуальное


Реализация Концепции развития математического образования

Официальные Интернет-сайты ОО

ФЦП "Русский язык"

Центр компетенций "Интерактивная среда обучения"
Проекты
Книга "Учитель! Перед именем твоим..." 2012 г
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ
Инновационно - консалтинговый центр кафедры управления и экономики образования

Контакты
Телефоны сотрудников ТОИПКРО (краткий справочник), подробная информация в разделе подразделения
Вход
© 2003 — 2017 ТОИПКРО
634034, ул. Пирогова 10, тел. (3822) 42-03-24, web-master: