Новая версия сайта доступна по адресу http://toipkro.ru
ТОИПКРО
 
 Поиск по сайту
 Новости
 ДОКУМЕНТЫ
 Документы о мерах
 предупреждения
 коррупции в
  ТОИПКРО
 Об институте
 Подразделения
 Образовательные
  услуги по
  образовательным
  программам
 Конкурсы,
 фестивали
 Конференции
 Олимпиады
 В помощь учителю
 Профессиональные стандарты в
сфере образования
 ФЦПРО
 ФГОС
 Региональный компонент учебного плана
 Профильное
  обучение
  и профориентация
  школьников
 Основы религиозных
  культур
  и светской этики
 Взаимодействие с
  муниципальными
  методическими
  службами
 Аттестация
 Ассоциации
  педагогов
 Инновационная
  работа
 ПНП "Образование"
 Газета
  "Вести ТОИПКРО"
 Журнал
  "Путь к успеху"
 Российские ИПКРО
 Издательства
 Каталог школьных     сайтов
 Вакансии



Отчет о деятельности ТОИПКРО 2014год

Учитель, перед именем
твоим...


Центр оценки качества образования

Федеральное агентство по образованию

Департамент общего образования Томской области


expert.tomedu.ru

главная > Новости >

14 апреля 2015г.(Кафедра управления и экономики образования)

Итоги единого дня профориентации обучающихся 8, 9.10,11 классов в общеобразовательных организациях Томской области

Во исполнение Распоряжений Департамента общего образования Томской области от 16 февраля 2015 года № 82-р и от 25.августа 2014г. № 490-р «О едином дне профориентации обучающихся 8, 9.10,11 классов в общеобразовательных организациях Томской области»  12 марта  2015г.  был проведен единый день профориентации.
В 2014 - 2015 учебном году это второй Единый день профориентации (ЕДП)  обучающихся (первый проведен 18.09.2014 г.). ЕДП является эффективной формой организации профориентационной работы на уровне Томской области, проводимой в исполнение Поручения заместителя председателя Правительства РФ Голодец О.Ю. от 25.04.2014г. ОГ-П8-2956, «Комплекс мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии.
Для его подготовки и проведения лабораторией профориентации ТОИПКРО совместно с Комитетом развития образовательных систем ДОО ТО было разработано положение, сформирован состав оргкомитета,  утверждённые распоряжением Департамента общего образования от 16 февраля 2015 года № 82-р «О внесении изменений в распоряжение Департамента общего образования Томской области 25.08.2014 г. №490-р».
В соответствии с Распоряжением ДОО ТО была  разработана и утверждена приказом ректора ТОИПКРО от 27 февраля 2015 года № 24-ОС ОМР программа проведения Единого дня профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях Томской области 12 марта 2015 года
.
4 марта 2015 года в предверии  ЕДП состоялась консультация в режиме on-line  по вопросам проведения Единого дня профориентации для муниципалитетов. В консультации приняли участие 12 координаторов по профориентации из районов области. Провели консультацию Л.Н. Дударева, заведующий лабораторией профориентации кафедры управления и экономики образования ТОИПКРО, к.п.н.; А.И. Панов, с.н.с. лаборатории профориентации кафедры управления и экономики образования. Участники консультационной встречи обменялись мнением по содержанию региональных мероприятий ЕДП, формам организации профориентационных мероприятий с координаторами профориентации, обучающимися образовательных организаций, родителями. Были разъяснены варианты представления планов и отчетов по ЕДП
 
В соответствии с программой единого дня профориентации были подготовлены и проведены (в режиме on-line):  семинар-совещание «Разработка и реализация эффективных моделей профориентации обучающихся в системе общего образования Томской области»; круглый стол «Эффективные модели профориентации обучающихся: проблемы разработки и реализации»; виртуальный смотр-конкурс эффективных моделей профориентации на уровне муниципалитета и на уровне образовательного учреждения; встреча с представителями вузов, ссузов Томской области.
В едином дне профориентации приняли участие 20 муниципалитетов Томской области, 6 учреждений, подведомственных Департаменту общего образования. Выступили с докладами и представили опыт работы по профессиональной ориентации 39 участников, среди них 9 специалистов ТОИПКРО, 3 - муниципалитетов, РЦРО, ЦПК, 6 представителей вузов, 9 - ссузов, 12 -образовательных организаций различных уровней. В различных мероприятиях единого дня профориентации приняли участие более 5200 школьников, родители, работодатели.
 
 
 
Таблица подготовки и участия муниципалитетов в региональных и муниципальных мероприятиях ЕДП
 
муниципалитет
Модель профориентации (ПО)
План ЕДП
12.03
Отчет по ЕДП
участие в областных мероприятиях
семинар-совещание
круглый стол
встреча с представителями  ССУЗов, ВУЗов
1.       
Александровский
нет
да
да
да
да
да
2.       
Асиновский
нет
да
да
да
да
да
3.       
Бакчарский
да
да
да
нет
да
нет
4.       
Верхнекетский
нет
да
да
да
нет
да
5.       
Зырянский
да
да
да
нет
нет
да
6.       
Каргасокский
да
да
да
да
нет
да
7.       
Кожевниковский
нет
да
да
да
да
да
8.       
Колпашевский
да
да
да
нет
нет
да
9.       
Кривошеинский
нет,
да
да
да
да
да
 
 
Красноярская СОШ -да
10.  
Молчановский
нет
да
да
да
да
да
11.  
Парабельский
нет
да
да
да
нет
нет
12.  
Первомайский
нет
да
да
да
нет
нет
13.  
Тегульдетский
нет
да
да
нет
нет
нет
14.  
Томский
да
да
да
да
да
да
Копыловская СОШ -да
15.  
Чаинский
нет
да
да
да
да
да
Подгорнская СОШ -да
16.  
Шегарский
нет
да
да
нет
нет
да
17.  
г. Кедровый
нет
да
да
да
да
да
18.  
г. Стрежевой
нет
да
да
да
да
да
СОШ № 4, 5 -да
19.  
г. Томск
нет
да
да
нет
нет
нет
СОШ № 65 - да
20.  
г. Северск
нет
да
да
да
нет
да
Итог: регион/муниц мероприятия
да-5/6
да-20
да-20
да – 11/14
да – 8/10
да -4/15
 
 
нет -15
-
-
нет- 9
нет -12
нет- 16
 
Данная статистика позволяет сделать следующие выводы:
1.        Все муниципалитеты области включились в  подготовку и проведение единого дня профориентации (100%).
2.        Во всех муниципалитетах были разработаны программы и планы единого дня профориентации (100%).
3.        Все муниципалитеты  представили отчеты о проведении единого дня профориентации (100%).
 
Однако, в целях повышения качества проведении единого дня профориентации необходимо:
1.        Обеспечить качественную дистанционную связь МОУ и ОО с ТОИПКРО.
2.        Муниципалитетам и образовательным организациям всех типов разработать модели и планы профориентации, представить их общественности в рамках августовских мероприятий на соответствующих уровнях
3.        На страницах по профориентации муниципалитетов и образовательных организаций опубликовать соответствующие модели, планы; систематически представлять информацию о реализации профориентационных событий. 
 
1. В очно-дистанционном семинаре-совещании «Разработка и реализация эффективных моделей профориентации обучающихся в системе общего образования Томской области» приняли участие 103 человека (очно – 36 человек,   дистанционно – 67, в том числе работники 11 муниципальных органов управления образованием).
Открыла  и вела семинар-совещание Е.В. Вторина, первый заместитель начальника Департамента общего образования Томской области.
С.С. Солодков, проректор по УМР ТОИПКРО, выступил с конструктивным докладом о роли профориентации в формировании высокого качества самоопределения школьников и предложил эффективную модель профориентационной работы, касающуюся  всех уровней управления системой   образования Томской области, перспектив межведомственного взаимодействия, развития структуры профориентации в ТОИПКРО (создание центра  и ассоциации по профориентации); Л.Н. Дударева, заведующий лабораторией профориентации ТОИПКРО, проанализировала состояние профессиональной ориентации в муниципалитетах области и представила возможные организационные формы моделей профориентации на уровне муниципалитетов и образовательных организаций; Е.В. Ковалев, начальник отдела развития образовательных систем РЦРО представил реализуемые модели школьных предприятий как качественно новый ресурс профориентации, А.А. Трофимова, руководитель лаборатории «Планирование карьеры», психолог-консультант, социальный психолог ЦПК г.Томска раскрыла возможности развития сетевой модели профориентации; о необходимости и возможных формах взаимодействия в профориентации на педагогические профессии представили свое видение  Г.Ю. Титова, декан педагогического факультета ТГПУ, В.И. Ревякина, д.п.н., зав. кафедрой педагогики послевузовского образования ИТО ТГПУ.  На совещании также выступили Н.А.Казакова - консультант комитета образовательных программ Департамента профессионального образования Томской области по теме «Модели взаимодействия системы профессионального образ с общеобразовательными учреждениями»; Г. А. Карташёв, и.о. директора центра культуры и творчества молодёжи ДПО по вопросам организации производственных экскурсий; Т.В. Сорочинская, заведующий  отделом развития образования детей с ОВЗ ТОИПКРО - « Эффективные формы профориентации детей с ОВЗ»; Максимова О.А., заместитель начальника по организационным и учебно-методическим вопросам УО г.Северска – «Модель целевой профориентации обучающихся на профессии атомной промышленности», Е.Е. Макарова. руководитель психологической службы ЦВР ТУСУР - «Модели профориентационного взаимодействия школы и вуза»; Н.Н. Кулешова, заместитель директора по НМР МАОУ СОШ № 58 г. Томска; С.Ф. Наац, руководитель центра профориентации Томского района – «Некоторые аспекты реализации модели профориентации обучающихся в образовательной организации».
Заслушав сообщения  участников семинара-совещания, в целях совершенствования моделей систем профориентационной работы с обучающимися Томской области, семинар-совещание рекомендовало:
1. Продолжить работу по выполнению рекомендаций семинара-совещания «Управление профориентацией обучающихся в современных условиях», от18 сентября 2014 года:
- по итогам 2014-15 уч. г. определить 20 лучших образовательных организаций Томской области по профессиональной ориентации обучающихся;
- на базе лучших образовательных организаций в каждом муниципалитете создать стажировочные площадки по профориентации обучающихся.
2. Комитету развития образовательных систем (Степанов Е.В.) и лаборатории профориентации ТОИПКРО (Дударева Л.Н.) до 30 апреля 2015 г. подготовить методические рекомендации по разработке и реализации моделей профориентации обучающихся на уровне общеобразовательных организаций.
3. Муниципальным органам управления образованием до 26.03.2015 г. во исполнение распоряжения ДОО от 16.02.2015 г. и Программы Единого дня профориентации 12.03.2015 г. представить модели профориентации обучающихся на уровне района/города в лабораторию профориентации кафедры управления и экономики образования ТОИПКРО.
3. Лаборатории профориентации кафедры управления и экономики образования ТОИПКРО (Дударева Л.Н.) до 15 апреля 2015 г. обобщить опыт разработки и реализации моделей профориентации обучающихся (в том числе детей инвалидов и детей с ОВЗ) системы общего образования Томской области.
4. Каждой общеобразовательной школе разработать модель профориентации обучающихся и представить (обсудить) их на августовских совещаниях/педсоветах.
5. Всем участникам образовательных отношений развернуть работу по актуализации таких направлений профессионализации детей и молодёжи как основное и дополнительное политехническое образование, трудовое обучение, трудовое воспитание в рамках перехода на ФГОС и реализации Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 января 2012 г. 273-ФЗ.
6. Мониторинг состояния профориентации провести в октябре 2015 г. с учётом наличия и реализации моделей профориентации обучающихся, обратив особое внимание на состояние материальной, технической и технологической базы по профориентации, обучение педагогических и управленческих кадров, распределение (в том числе трудоустройство) выпускников, а также внедрение эффективных средств, методов и форм организации профессиональной ориентации обучающихся.
 
Во исполнение программы ЕДП модели профориентации на муниципальном уровне (до 30.03.2015г.) представили управления образованием Бакчарского, Зырянского, Каргасокского, Колпашевского, Томского районов. Разработали свои модели профориентации школы № 4, 5 г. Стрежевого, № 65 г. Томска, Красноярская СОШ Кривошеинского района; Копыловская СОШ Томского района; Подгорнская СОШ Чаинского района.  Большинство моделей разработаны в соответствии с рекомендациями лаборатории профориентации ТОИПКРО, учитывают специфику  развития экономики конкретного района, запросов современного рынка труда и включают деятельностные формы реализации проекта.
 
2. Очно-дистанционный круглый стол «Эффективные модели профориентации обучающихся: проблемы разработки и реализации». В работе круглого стола приняли участие 79 - человек (очно - 25 человек,  дистанционно - 54 участника). Вела круглый стол Л.Н. Дударева, заведующий лаборатории профориентации КУиЭО ТОИПКРО.
На круглом столе были обсуждены вопросы:
1. Каковы основные проблемы и перспективы реализации системного подхода к реализации профориентации обучающихся на уровне общеобразовательной организации?
2. Каковы основные проблемы и перспективы реализации системного подхода к реализации профориентации обучающихся на уровне района/города?
3. Какими эффективными элементами для моделирования систем профориентации обучающихся располагают образовательные организации и муниципальные органы управления образованием?
Свои мнения  по данным проблемам и путям их решения представили:
С.И. Ануфриев, к.фил.н., (Философия профессионального самоопределения обучающихся);
М.П. Пальянов, д.п.н., профессор (Образовательный кластер как эффективная модель успешного самоопределения обучающихся);
 А.И. Панов, с.н.с. лаборатории профориентации ТОИПКРО (Проблемы разработки моделей профессиональной ориентации  обучающихся в системе общего образования);
О.Б. Гудожникова, директор колледжа социальных технологий ДПО (Инновационная модель профориентации школьников с ограниченными возможностями здоровья на квалифицированные рабочие профессии);
А.В. Чесноков, менеджер «Центра культуры и творчества молодежи» ДПО (Модель взаимодействия учреждений профессионального и общего образования по профориентации обучающихся);
Е.Ю. Макарова, заместитель директора по развитию СОШ № 19 г.Томска (Ключевые элементы эффективной системы профориентации в условиях постоянства изменений профессионального мира);
Е.Ю. Корниеко, начальник центра профориентации и трудоустройства, руководитель IT-Колледжа ТГАСУ (Возможности эффективного взаимодействия вуза и общего образования  по проблемам профориентации школьников);
О.В. Макаренко, методист ИМЦ  ДО г. Томска (Сетевая модель профориентации обучающихся в условиях областного центра. Проблемы реализации);
Е.М. Романова, заместитель директора ОГБОУ  СПО Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса, Е.Г. Каленок (Система профориентации по модели  «Образовательный кластер: техникум-школа». Эффективные формы профориентации школьников);
А.В. Горевой,  заместитель директора колледжа социальных технологий ДПО (Модель межведомственного взаимодействия в профориентации школьников на квалифицированные рабочие профессии);
Е.Б. Кадлубович, к.ф-м.н., ответственный секретарь приемной комиссии ТПУ (Модели инженерного и дополнительного профессионального образования в вузе);
Н.В. Иванова, педагог-психолог МАОУ Дзержинская СОШ № 65 г. Томска (Внутришкольная модель профессиональной ориентации);
А.Л. Скударнов, руководитель проекта LifeCamp Tomsk (Модель «Интенсивный лагерь по профориентации и самоопределению школьников 7-11 кл.»);
Ю.В. Уралова, заместитель директора по НМР СОШ №42 г.Томска (Реализация модели профориентации детей с ОВЗ  в общеобразовательной школе);
Н.Н. Шикова, заместитель директора по воспитательной работе ОГБПОУ «Томский аграрный колледж (Новые формы профориентации школьников на сельскохозяйственные профессии);
Н.В. Кулешова, заместитель директора по НМР МАОУ СОШ № 58 г. Томска (Некоторые аспекты разработки и реализации системной модели профориентации обучающихся в образовательной организации);
Т.В. Якимова, заместитель начальника УНН ТГУ (Дистанционная и очная модели профориентации школьников в условиях инновационного вуза); и другие участники.
 
Обсуждаемые  на круглом столе вопросы вызвали живой интерес участников, которые поделились опытом работы и внесли ряд актуальных предложений.
 
По итогам работы круглого стола рекомендовано:
1. Коллективам образовательных организаций Томской области обратить внимание на необходимость  повышения качества реализации системного подхода в профессионализации детей и молодёжи с целью обеспечения единства политехнического образования, трудового обучения, трудового воспитания, профильного обучения  и профессиональной ориентации.
2. В каждой образовательной организации создать рабочую группу по разработке и реализации модели системы профориентации обучающихся (в том числе детей инвалидов и детей с ОВЗ).
3. При планировании профориентационной работы на всех уровнях управления общим образованием учитывать, что в соответствии с ИСО-9000, основными факторами качества процессов/продуктов (в том числе профориентации) являются кадры, материально-техническая база и управление.
4. Рассмотреть вопрос о реализации комплекса мер по профориентации в системе общего образования Томской области.
5. Создать при ТОИПКРО ассоциацию специалистов, занимающихся вопросами профориентации.
6. Опубликовать на сайте ТОИПКРО (рубрика «Профильное обучение и профориентация школьников») методические рекомендации по разработке моделей профориентации.  
 
3. Дистанционная встреча с представителями вузов, сузов в режиме on-line. От вузов  и ссузов участвовали 10 представителей.
Вел встречу А.И. Панов, старший научный сотрудник лаборатории профориентации ТОИПКРО.
О своих образовательных учреждениях с демонстрацией презентаций, проспектов рассказали представители организаций:
Л.В. Круглова, председатель приёмной комиссии ТГПУ;
Б.Е. Кадлубович, ответственный секретарь приёмной комиссии НИ ТПУ;
А.В. Мозгунов, начальник отдела набора и распределения студентов ТУСУР; Е.Б. Макарова, психолог ТУСУР;
Е.Ю. Корнееко, начальник центра профориентации и трудоустройства, руководитель IT-Колледжа ТГАСУ;
Н.В. Горевовой, заместитель начальника техникума социальных технологий;
О.В. Бехтер, председатель приёмной комиссии ТГУ;
А.В. Новиков, директор техникума водного транспорта и судоходства;
О.Б. Гудожникова, директор техникума социальных технологий;
Е.М. Романова, заместитель директора ОГБОУ  СПО Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса.
 
5. Виртуальный региональный смотр моделей эффективной профориентации на уровне муниципалитетов и общеобразовательных организаций. Свои модели профориентации представили 6 образовательных учреждений: МАОУ СОШ № 65 г. Томска, МАОУ Подгорнская СОШ Чаинского района, МБОУ Красноярская СОШ Кривошеинского района, МБОУ СОШ № 4, 5 г. Стрежевого, МАОУ Копыловская СОШ Томского района.
Модели профориентации на уровне городов/районов представили 5 МОУО: УО Колпашевского района, ОО Бакчарского района. УО Зырянского района представило только «Описание модели профориентации в образовательных организациях Зырянского района», УООиП Каргасокского района - «Программы профориентационной работы муниципального образования «Каргасокский район», УО Томского района текст «Апробация моделей профориентации в Томском районе».
Модели можно посмотреть на сайте «Профессиональная ориентации» смотреть
 
Таким образом,  можно сделать вывод, что единые дни профориентации становятся системой по формированию осознанного самоопределения школьников в работе муниципалитетов и образовательных организаций системы образования Томской области.
В каждом муниципальном органе управления образованием, образовательной организации определены координаторы по профориентации. Более эффективно решаются вопросы подготовки педагогических кадров по вопросам организации, управления и оперативного сопровождения профессиональной ориентации обучающихся. Педагоги проходят специальную подготовку на курсах повышения квалификации (инвариант) ТОИПКРО. Лаборатория профориентации  в системе проводит консультирование и конкурсы по моделированию и планированию системы профориентации, выездные краткосрочные курсы по актуальным вопросам самоопределения школьников, осознанного выбора профессии старшеклассниками.  
Мероприятия по профориентации в рамках ЕДП прошли во всех образовательных организациях 20 муниципалитетов Томской области. В них участвовали  более 5 200 школьников. Наиболее часто используемыми формами профориентации в единый день профориентации стали классные часы с приглашением работодателей и успешных выпускников ОО., открытые уроки с элементами профориентации,  экскурсии, профессиональные пробы, консультирование, просмотр видеофильмов о профессиях и учреждениях профессионального обучения (ссузов, вузов), презентации о рабочих профессиях, востребованных на рынке труда, проекты будущих рабочих мест, конкурсы. рисунки, мини-сочинения, олимпиады по знаниям профессий, родительские собрания, встречи с представителями средних и высших профессиональных организаций,  профволонтерами, участие в Днях открытых дверей и др.
Во многих образовательных организациях созданы профориентационные уголки, открыты страницы на сайтах учреждений. В библиотеках оформлены выставки литературы по профориентации, проводится диагностика профессиональных склонностей обучающихся, организовано консультирование, ведется курс «Планирование карьеры» в старших классах.
Внедряются новые формы профориентации: создание школьных предприятий, дающих возможность организации профессиональных проб, обучение профессиям при ссузах (на договорных условиях), школьные бизнес-инкубаторы, создаются районные Центры профориентации при образовательных организациях.
 
 
Информацию о Едином дне профориентации обучающихся, записи мероприятий можно посмотреть и скачать на сайте лаборатории профориентации «Профориентация обучающихся» https://sites.google.com/site/proforientaciaobucausihsa/home
 
 
Исп.
Дударева Л.Н.
8(3822)90-20-43
dudarevaln@sibmail.com\
актуальное


Реализация Концепции развития математического образования

Официальные Интернет-сайты ОО

ФЦП "Русский язык"

Центр компетенций "Интерактивная среда обучения"
Проекты
Книга "Учитель! Перед именем твоим..." 2012 г
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ
Инновационно - консалтинговый центр кафедры управления и экономики образования

Контакты
Телефоны сотрудников ТОИПКРО (краткий справочник), подробная информация в разделе подразделения
Вход
© 2003 — 2017 ТОИПКРО
634034, ул. Пирогова 10, тел. (3822) 42-03-24, web-master: