Новая версия сайта доступна по адресу http://toipkro.ru
ТОИПКРО
 
 Поиск по сайту
 Новости
 ДОКУМЕНТЫ
 Документы о мерах
 предупреждения
 коррупции в
  ТОИПКРО
 Об институте
 Подразделения
 Образовательные
  услуги по
  образовательным
  программам
 Конкурсы,
 фестивали
 Конференции
 Олимпиады
 В помощь учителю
 Профессиональные стандарты в
сфере образования
 ФЦПРО
 ФГОС
 Региональный компонент учебного плана
 Профильное
  обучение
  и профориентация
  школьников
 Основы религиозных
  культур
  и светской этики
 Взаимодействие с
  муниципальными
  методическими
  службами
 Аттестация
 Ассоциации
  педагогов
 Инновационная
  работа
 ПНП "Образование"
 Газета
  "Вести ТОИПКРО"
 Журнал
  "Путь к успеху"
 Российские ИПКРО
 Издательства
 Каталог школьных     сайтов
 Вакансии



Отчет о деятельности ТОИПКРО 2014год

Учитель, перед именем
твоим...


Центр оценки качества образования

Федеральное агентство по образованию

Департамент общего образования Томской области


expert.tomedu.ru

главная > Новости >

26 августа 2015г.(Кафедра управления и экономики образования)

Отчёт о работе круглого стола по теме: «Эффективное управление профориентацией и профилизацией как условие успешности выпускника школы». 20 августа 2015 года

20 августа 2015 года в рамках XI-го Регионального фестиваля педагогических идей и инновационных разработок состоялся круглый стол по теме: «Эффективное управление профориентацией и профилизацией как условие успешности выпускника школы».
Круглый стол проходил в лицее № 1 им. А.С. Пушкина, ауд. 411 с 10:00 до 13:30.
В работе круглого стола приняло участие 34 человека (26 представителей 9 муниципалитетов: г. Томск -12; г. Стрежевой – 1; г. Северск – 2; Асиновский – 1; Бакчарский – 1; Каргасокский р-н – 1; Колпашевский – 1; Первомайский -2; Томский – 5 и 8 сотрудников ТОИПКРО). Профессиональный статус – методисты, ведущие специалисты управлений образований – 1 чел., 0,03 %, директора школ, заместители директоров – 20 чел., 59 %; учителя – 5 чел., 15 %; представители высшей школы (ТГУ, ТПУ, ТГПУ) – 1 чел., 003 %; представители региональных структур – 8 чел., 24 %.
Ведущая круглого стола - Дударева Людмила Николаевна, к.п.н., заведующий лабораторией профориентации обучающихся кафедры управлении и экономики образования ТОИПКРО; тел 90-20-43.
В рамках круглого стола выступили 17 докладчиков: представители МОУО, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей,  ТОИПКРО, СУЗов и ВУЗов г. Томска. Выступающие представили 12 презентаций по обсуждаемой теме. Были рассмотрены вопросы, связанные с управлением профориентацией обучающихся на различных уровнях управления системы общего образования Томской области:
- Как повысить качество управления профориентацией на областном и муниципальном уровнях?
- Является ли управление профориентацией условием успешности обучающихся (в том числе детей с ОВЗ) в образовательных организациях?
- Является ли управление профилизацией в общеобразовательных учреждениях в условиях введения ФГОС фактором успешности обучающихся (в том числе детей с ОВЗ)?
Участники круглого стола обсуждали проблемы нормативно-правового; программно-методического, кадрового обеспечения, содержания и организации профориентации.
С программными сообщениями выступили:
- Солодков Сергей Степанович, к.п.н., проректор ТОИПКРО по УМР по теме «Профориентация обучающихся в системе управления общим образованием Томской области». Он обозначил четыре уровня управления профориентацией в системе общего образования Томской области, необходимость внутри – и межведомственной координации этого процесса, создания ассоциации организаций, занимающихся пофессиональным самоопределением и профориентацией обучающихся, необходимость создания кабинетов по профориентации, возрождения муниципальных учебных комбинатов, областного сайта по профориентации, введения должностей и оплаты труда координаторам по профориентации.
- Дударева Людмила Николаевна, заведующий лабораторией профориентации ТОИПКРО, вынесла на рассмотрение проблему «Управления профориентацией обучающихся в системе общего образования Томской области». Для повышения качества управления профориентацией на областном и муниципальном уровнях, необходимо целенаправленно работать по подготовке педагогических кадров по профориентации в дошкольных организациях, организациях общего и дополнительного образования. Управление качеством профориентации зависит от системы работы по данному направлению, разработки моделей, программ и планов  профессиональной ориентации учащихся и воспитанников в урочной и внеурочной деятельности. Предложено внедрять наиболее эффективные формы профориентации: производственные экскурсии, проектную деятельность, профессиональные пробы, конкурсы.
- Панов Александр Иванович, старший научный сотрудник лабораторией профориентации ТОИПКРО подготовил сообщение по вопросу «Разработка и реализация модели профориентации обучающихся на уровне муниципалитета».
- Уралова Юлия Викторовна, заместитель директора по НМР СОШ № 42 г. Томска, обратила внимание на систему управления профориентацией и самоопределением выпускников, в том числе детей-инвалидов.
- Подушкина Елена Викторовна, заместитель директора по НМР Гимназии № 29, говорила об управлении системой предпрофильной подготовки и профилизации как завершающего этапа профориентации выпускников.
- В сообщении Игловской Натальи Валентиновны, заместителя директора СОШ № 84 г. Северска,  речь шла об управлении профориентацией и профилизацией выпускников-инвалидов и с ОВЗ в условии общеобразовательной школы.
- Петрова Ольга Викторовна, заместитель директора по ВР Зональненская СОШ Томского района, рассказала об опыте совершенствования системы управления профориентацией на уровне общеобразовательного учреждения.
- Пинаева Алевтина Сергеевна, заместитель директора МАУДО ЦПК г. Томска, представила опыт работы ЦПК, подробнее остановилась на организации  профессиональных проб в условиях лагерной смены и проектировании рабочего места (в условиях дополнительного образования).
- Сухих Юлия Викторовна, заместитель директора по ВР Улу-Юльская СОШ Первомайского района, представила для обсуждения модель профориентации в общеобразовательном учреждении на профессии лесопромышленного комплекса.
- Кононыкина Виктория Викторовна, психолог СОШ-интернат № 1 Каргасокского района говорила об управлении и системе профориентационной работы в школе.
- Заведующая кафедрой сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО Лыба Алла Анатольевна подготовила сообщение по теме: «Управление моделями профилизации в образовательном учреждении».
- Михайлова Наталья Владимировна, заведующий инновационным отделом, руководитель Центра профильного обучения ДТДиМ, говорила об интеграции как условии получения актуальных результатов профориентации: интегративный проект «Школа – УДОД – ВУЗ – предприятие».
- Шипуля Лидия Августовна, заместитель директора по УВР СОШ № 40 г. Томска, представила модель раннего предпрофиля в условиях многопрофильной школы.
- Мордовину Галину Викторовну, учителя СОШ № 58 г. Томска интересовал вопрос профессиональной ориентации обучающихся в начальной школе с учётом реализации ФГОС НОО.
- Внимание директора СОШ № 2 г. Стрежевого Жигалиной Ольги Владимировны вызвала тема профориентации обучающихся общеобразовательных учреждений отдалённых поселений Томской области.
По обсуждаемым темам задавались вопросы, высказывались отношения, предлагались варианты сотрудничества.
По итогам обсуждения темы круглого стола была принята резолюция (Приложение).
 
Аналитики, составившие текст:
Дударева Людмила Николаевна, ТОИПКРО, кафедра управления и экономики образования, лаборатория профориентации.
Панов Александр Иванович, ТОИПКРО, кафедра управления и экономики образования, лаборатория профориентации.
 
Приложение
РЕЗОЛЮЦИЯ
круглого стола «Эффективное управление
профориентацией и профилизацией как условие
успешности выпускника школы»
Томск,20 августа 2015 года
 
Участниками круглого стола - представителями Департамента общего образования Томской области, ответственными за профориентацию в муниципальных органах управления образованием, координаторами по профориентации образовательных организаций - были заслушаны и обсуждены доклады и сообщения, в которых раскрывались актуальные вопросы управления региональной системой профориентации обучающихся на разных уровнях её функционирования и развития.
Основное внимание было уделено проблемам деятельности ответственных/координаторов за профориентацию обучающихся в городах и районах области, особенностям организации профориентационной работы с разными категориями обучающихся образовательных организаций разного типа, учёту индивидуально-типологических особенностей детей при проведении профориентации и выборе направления профильного обучения, результатам деятельности экспериментальных и инновационных площадок ТОИПКРО по апробации моделей организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего образования Томской области, опыту организации профориентационной работы на уровне муниципальных образования и организаций.
Участники круглого стола отмечают:
- необходимость оперативной интерпретации федеральных нормативно-правовых актов, связанных с профессиональной ориентацией, на областном уровне.
- необходимость построения муниципалитетами и образовательными организациями моделей профессиональной ориентацией обучающихся, использования современных средств, методов, форм организации профориентации с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
- актуальность и значимость поиска и внедрения новых способов (средств и методов) управления профессиональной ориентаций, выступающей важнейшим фактором развития и формирования профессионального самоопределения обучающихся;
- необходимость своевременной разработки и реализации муниципальных комплексов мер по профессиональной ориентации обучающихся, планов профориентационных мероприятий для обучающихся на 2015-16 учебный год;
- наличие в Томской области тенденции к интеграции усилий образовательных организаций общего, среднего и высшего профессионального образования, работодателей, служб труда и занятости населения, других заинтересованных структур по профессиональной ориентацией обучающихся.
Участники круглого стола констатируют, что в условиях развития инновационной экономики, модернизации системы профессионального образования ключевое значение для обеспечения устойчивого развития национальной экономики приобретает поставленная Президентом России В. В. Путиным задача создания 25 миллионов современных, эффективных рабочих мест.
Работа круглого стола опиралась на актуальную нормативно-правовую базу профориентации обучающихся, включая следующие основные акты:
1. Письмо от 25 апреля 2014 года № ОГ-П8-2956 за подписью Заместителя Председателя Правительства РФ О. Голодец о выполнении Комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования, с учётом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии.
2. Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 28 октября 2014 года № 635-р «Об утверждении Комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организация Томской области на период 2015-2018 годы».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей.
4. Приказы Минобразования РФ от 29 декабря 2014 года №№ 1643, 1644, 16 45 о приведении Федеральных государственных образовательных стандартов НОО, ООО, СОО в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
5. Примерные образовательные программы НОО, ООО, одобренные Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15. См. http://www.fgosreestr.ru/
6. Распоряжение Правительства РРФ от 29 мая 2015 года №996-р. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2015 года.
7. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
8. Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 16 января 2015 года об утверждении Государственного задания ОГБОУ ДПО ТОИПКРО на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Управление профориентационной работы должно основываться на системно-деятельностном подходе, на непрерывном взаимодействии органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, учреждений системы общего образования, учреждений профессионального образования, центров труда занятости населения, работодателей, общественными объединениями.
Участники круглого стола считают, что состоявшееся обсуждение проблем и перспектив развития профориентации обучающихся является продуктивным и вносят следующие предложения в адрес заинтересованных сторон:
Департамента общего образования Томской области:
1. Рассмотреть вопрос о целесообразности разработки и реализации трёхуровневой адаптивной модели профессиональной ориентации обучающихся системы общего образования Томской области, включая преемственность форм организации детей/взрослых и форм организации профориентации на областном, муниципальном и школьном уровнях.
2. Рассмотреть вопрос о целесообразности разработки, принятия, утверждения и реализации Стратегии профессионализации обучающихся системы общего образования на период до 2025 года, включающей вопросы реставрации политехнического образования, трудового обучения и воспитания.
3. Рассмотреть вопрос о целесообразности разработки и утверждения плана реализации Комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организация Томской области на период 2015-2018 годы, утверждённый Распоряжением Департамента общего образования Томской области от 28 октября 2014 года № 635-р с учётом возможности расширения состава исполнителей: ТОИПКРО, РЦРО, ОГБУ ДОД ОЦДОД, МУОУО, ММС и др.
4. Организовать разработку областной примерной/рабочей трехуровневой (области, муниципалитеты, школы) программы профориентации обучающихся общеобразовательных учреждений в рамках введения ФГОС, выполнения требований Стратегии воспитания.
5. Ввести в практику управления системой общего образования Томской области разработку, утверждение и реализацию годовых планов работы по профориентации обучающихся с учётом расширения состава исполнителей: ТОИПКРО, РЦРО, ОГБУ ДОД ОЦДОД, МУОУО, ММС, ОУ и др.
6. Изучить вопрос о правомерности и целесообразности разработки, принятия и утверждения Порядка организации профориентации обучающихся в системе общего образования Томской области.
7. Создать областной сайт по профориентации обучающихся.
8. Содействовать нормативно-правовому обеспечению решения следующих проблем:
а) введение должности/позиции/функции координаторов/профориентаторов в системе общего образования;
б) доступности учреждений, предприятий, фирм и т.п. для профориентационных экскурсий обучающихся;
в) создания определённое количество рабочих мест на базе учреждений, предприятий, фирм и т.п. для организации профессиональных проб, временной профессиональной занятости обучающихся в системе общего образования Томской области.
г) интеграции усилий ТОИПКРО, РЦРО, ОГБУ ДОД ОЦДОД в совершенствовании системы профориентации обучающихся.
Муниципальным органам управления образования:
1. Принять участие в решении вопросов 1-7 областного уровня.
2. Содействовать созданию рабочих мест для трудового обучения и воспитания по традиционным (слесарное дело, столярное дело, электродело, радиодело, автодело, авиамоделирование, судомоделирование, военное дело, цветоводство, лесоводство, растениеводство, кролиководство, рыбоводство, садоводство, овощеводство, макраме, вязание, портновское дело (портняжничество) и т.п.) и инновационным (компьютерное дело, робототехника и т.п.) направлениям.
3. Содействовать созданию уголков/кабинетов профориентации в образовательных организаций с учётом возможностей НИТ.
4. Содействовать созданию школьных и межшкольных учебных предприятий/участков/цехов/бригад различного профиля.
Томскому ОИПКРО:
1. Инициировать создание и обеспечить организацию работы областного очного/виртуального методического объединения по профессионализации (политехническое образование, трудовое обучение, трудовое воспитание, экономическое образование, основы предпринимательства, профориентация) детей школьного возраста.
2. Сформировать областной УМК по профориентации на основе собственных разработок и приобретённых материалов.
3. Разработать модель гибкой профелизации обучения в рамках ФГОС на основе применения элективных групп переменного и постоянного состава эля повышения эффективности профессионального самоопределения обучающихся.
4. Предложить гибкую систему повышения квалификации в области профориентации на основе сочетания очных и дистанционных форм.
Образовательным учреждениям:
1. Разработать, обеспечить функционирование и развитие системы профессионализации обучающихся, включающей политехническое образование, трудовое обучение, трудовое воспитание, экономическое образование, основы предпринимательства и профориентацию.
2. Обеспечить соразмерное сочетания учебной (продукт для себя) и профессиональной деятельности (экономический продукт) на основе создания индустриальных (производство экономического продукта) и экономических зон (сбыт экономического продута – магазин, ярмарки и т.п.).
В заключении участники круглого стола отметили важность обсуждаемых вопросов и продуктивность их обсуждения.
       
актуальное


Реализация Концепции развития математического образования

Официальные Интернет-сайты ОО

ФЦП "Русский язык"

Центр компетенций "Интерактивная среда обучения"
Проекты
Книга "Учитель! Перед именем твоим..." 2012 г
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ
Инновационно - консалтинговый центр кафедры управления и экономики образования

Контакты
Телефоны сотрудников ТОИПКРО (краткий справочник), подробная информация в разделе подразделения
Вход
© 2003 — 2017 ТОИПКРО
634034, ул. Пирогова 10, тел. (3822) 42-03-24, web-master: